Исследование адаптированности студентов-первокурсников

В рамках реализации программы «Педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза» к.п.н., доц. О.А. Воскрекасенко проводилась диагностика уровня адаптированности студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза и уровня развития их адаптационных способностей (адаптивности) в группах 16 ИПИ, 16 ИПО, 16 ИПО2.

Анализ данных показал, что у 18 % студентов выявлен низкий уровень адаптированности. У 22 % студентов выявлен средний уровень, у 60 % – низкий. В свою очередь, данные свидетельствуют о том, что 55 % студентов характеризуются низким уровнем развития адаптивности. У 39 % первокурсников выявлен средний уровень, у 6 % – высокий.

Наблюдается явно выраженная обратно пропорциональная зависимость между уровнем адаптированности, как результатом адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза, и уровнем адаптивности, как личностной характеристикой, отражающей способность личности к адаптации. Так как уровень адаптированности студентов-первокурсников определяется совокупностью внешних (образовательная среда вуза) и внутренних (адаптационные способности личности) факторов, то значимый процент обучающихся с высоким уровнем адаптированности и низким уровнем адаптационных способностей свидетельствует о том, что:

​ во-первых, в вузе (в частности, на факультете) созданы благоприятные внешние условия (психологический микроклимат, стиль педагогического взаимодействия с обучающимися, профессиональная компетентность профессорско-преподавательского состава, включение студентов в разнообразные виды внеучебной творческой деятельности и др.) для успешной адаптации студентов;

​ во-вторых, в новой адаптационной ситуации (например, социально-профессиональной адаптации при трудоустройстве), в более жёстких условиях, уровень адаптированности резко снизится, что актуализирует необходимость развития адаптационных способностей.

В этой связи необходимо продолжить работу в двух направлениях: развития адаптационных способностей обучающихся, как внутреннего фактора успешной адаптации, и индивидуального педагогического сопровождения и поддержки кураторами студенческих групп первокурсников с низким уровнем адаптированности.

 

Дата создания: 10.11.2016 22:53
Дата обновления: 15.11.2016 19:27